Рекомендации подготовлены  Павловым Валерием Юрьевичем, педагогом дополнительного образования МАУ До "ЦИКТ"

     Конструирование прекрасно развивает мелкую моторику и знакомит детей с сенсорными эталонами. Многие виды изобразительной деятельности, доступные детям, не дают такой четкости образа, как возведение построек. В лепке, например, ребенок получает аморфную массу глины, из которой пытается сам создавать объемные части узнаваемых предметов. Это требует, как развития мелкой и крупной моторики рук, так и других сложных умений. При работе карандашами или фломастерами, ребенок сталкивается с теми же проблемами.  Ему трудно управлять своей рукой, координировать ее движения глазом настолько, чтобы получилось похожее на задуманный объект изображение. При возведении построек из кубиков, кирпичиков или других строительных элементов, мысли ребенка направляются на процесс конструирования предмета из уже готовых, правильных по форме частей, находящихся друг с другом в определенном пропорциональном соотношении. Создание конструкции здесь достигается с меньшими трудностями. Строительные игры ценны и тем, что доставляют большое эмоциональное наслаждение детям, так как сопровождаются чувством радости и успеха.

     Родителям необходимо помнить, что конструирование больше, чем другие виды деятельности подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.

 

     Детские конструкторы вызывают неподдельный интерес практически у каждого ребенка и при этом несут неоспоримую пользу для подрастающего организма и его развития. Но в этом вопросе главное — правильно выбрать конструктор, чтобы он не пылился на полочке, а стал одной из любимых забав вашего малыша. Как это сделать и на что обратить внимание?

Все зависит от возраста

     Основное правило при выборе конструкторов — это соответствие такой игрушки возрасту ребенка. Излишне сложные конструкторы малыш 2-3 лет банально не поймет, он не увидит, как из них что-то строить и как ими играть. И напротив: более взрослый ребенок не заинтересуется простыми кубиками, для него они во многом примитивны. Более того: ладно бы страдало только удовольствие ребенка — при неподходящей по возрасту конструкции и сложности конструктор становится попросту бесполезным. Ни о развитии мелкой моторики пальцев, ни об улучшении координации движений, ни о формировании пространственного мышления или логики, ни о полете фантазии, ни о повышении усидчивости и упорства речь не идет!

Потому в первую очередь ориентируемся на возраст малыша:

  • До года

      Кубики, кубики и еще раз кубики. Хотя, естественно, не стоит понимать буквально «кубики» — в наборе должны присутствовать разнообразные фигурки: цилиндры, конусы, пирамидки и т.п., что поможет разнообразить игры. Только научившийся сидеть и брать в руки предметы ребенок может надолго зависнуть, строя из них стены, башни, навесы — и потом лихо разрушая их одним движением руки, чтобы повторить весь процесс заново. Сами кубики обычно делают из пластмассы или дерева и ярко раскрашивают (как и обычно, крайностей в виде ядовитых оттенков лучше избегать — ограничьтесь сдержанной палитрой классической радуги). Обратите внимание, чтобы кубики были достаточно крупными (малыш их не сможет проглотить), но при этом достаточно небольшими (детские пальчики смогут их без проблем схватить и поднять). Также не набирайте много кубиков — ребенку до года хватит пары десятков блоков в наборе. Обязательно покажите малышу, как строить из кубиков и комбинировать их. Параллельно с этим можно учить ребенка: говорите, какого цвета элемент (желтый, красный) и какой формы (кубик, шарик, треугольник).

  • От года до трех

      Ассортимент конструкторов уже заметно шире. Здесь и сборные конструкции схематических паровозиков, домиков и животных из готовых деталей, и простейшие конструкторы с соединительными элементами (аналоги Lego для маленьких), и многое другое. Цель их всех: помочь ребенку находить причинно-следственные связи между элементами, создавать из простых элементов более сложные. Ведь для малыша это настоящее чудо: лежало горстка непонятных деталей — а спустя несколько минут из них получилась машинка или лошадка! Правда, выбирать следует с известной осторожностью — шаблонный конструктор, заточенный под одну-единственную конструкцию, быстро наскучит. Потому лучше взять набор, где есть вариативность итогового результата игры, чтобы сегодня ребенок собрал домик, завтра лестницу, послезавтра причал или мост и так далее. Так и интереснее, и лучше для развития фантазии. Общие же требования к подобным конструкторам схожи с младшим возрастом, но с небольшой поправкой: количество элементов в конструкторе увеличивается, сами элементы усложнятся, а их размер немного уменьшается.

  • От трех до пяти лет

     Ребенку уже мало создавать из деталей новый шедевр — он хочет и играть им. Потому на первое место выходят тематические конструкторы: автомобили, солдатики, дома и целые города, железные дороги, пиратские корабли, космические ракеты, миры любимых фильмов и т.д. При этом малыш уже может работать с мелкими деталями: развитие моторики хорошее, а риск, что дите проглотит их, минимален. Все это позволяет подбирать ребенку по-настоящему насыщенные конструкторы: из множества блоков, с колесиками, шарнирами, сложными крепежными элементами (гайки, винтики), миниатюрными фигурками человечков и животных. Правда, обилие деталей, как ни странно, может ограничивать фантазию — построить из набора для космического шаттла, например, карету все-таки сложно. Потому одного набора мало. А еще очевидно, что нужно учитывать проявившиеся интересы самого ребенка. Если он увлекается животными, купите конструктор зоопарка, если ему нравится тот же Гарри Поттер, возьмите набор, посвященный этому персонажу. Все это позволит ему строить, играть и отрабатывать сюжеты, подсмотренные из окружающего мира.

  • Помогайте, направляйте, играйте

Разумеется, все возрастные рамки несколько условны. И если ребенок уже морально готов к более сложному конструктору, демонстрируя уверенные навыки сборки простых моделей, то можно не ждать и подбирать новый набор. Впрочем, верно и обратное — не стоит торопить малыша, если у него что-то не получается. Лучше помогите советом, направьте его в нужное русло, сделайте незаметную подсказку, чтобы ребенку казалось, будто выход из сложной ситуации он нашел сам — это здорово мотивирует маленького инженера! А еще иногда лучше мягко остановить его, чтобы он не брался за слишком сложные задачи. Если вы видите, что ребенок не справится и результат его разочарует, предложите сначала сделать конструкции попроще, чтобы уже потом перейти к задуманному. Иначе огорчение от неумения делать механизмы «как у папы» может привести к отказу от игры с конструктором в целом.

 

Помимо возрастных рекомендаций при выборе есть и несколько общих, справедливых для любого конструктора:

  • Обращайте внимание на материалы: они должны быть приятные на ощупь, экологически чистые (смотрим на сертификаты качества!), не иметь неприятного химического запаха, а их окраска обязана быть стойкой;
  • Оценивайте аккуратность исполнения: заусеницы на стыках деталей, кривые линии и грани, неопрятная покраска, дешевая одноразовая упаковка — все это должно вас насторожить, и лучше отказаться от покупки;
  • Проверяйте надежность: детали должны быть прочными, не ломаться от легкого усилия, выдерживать сгибание и скручивание — малыш наверняка будет испытывать их, как и любую игрушку, с максимальным пристрастием;
  • Пробуйте играть: если есть возможность, соедините и разъедините детали конструктора — прилагаемое к ним усилие должно быть доступно ребенку, иначе без помощи родителя у него ничего не выйдет и интерес пропадет.